«Микродома» в Швейцарии: феномен и юридические барьеры
https://www.swissinfo.ch/rus/%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B5_-%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0–%D0%B2-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8–%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B8-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B/45717268
Швейцария страна маленькая, но просторная. Разнообразие форм решения жилищного вопроса пополнилось здесь недавно за счет новой моды на так называемые «микродома» («tiny haus»). Несмотря на юридические трудности, которые постоянно возникают у владельцев таких домов с кадастровыми ведомствами городов и кантонов, такие «крошечные дома» можно в последнее время все чаще видеть в Швейцарии рядом с традиционными домами. Устанавливают их на пустошах и даже на территориях вроде бы плотно застроенных городских агломераций.
Движение владельцев «микродомов» («tiny haus») зародилось в США, став ответом на ипотечный кризис, нанесший мощный удар по всему рынку недвижимости. Многие люди теряли из-за кризиса и работу, а порой и свои дома. Крошечные «дома на колесах» казались в тот период вполне адекватным выходом из сложившейся ситуации. Затем, когда кризис прошел и экономика пошла на взлет, на первый план вышли другие особенности такого формата решения жилищного вопроса.
Оказалось, что он дешевле и более эффективен с точки зрения мобильности и сбережения ресурсов. То есть вы можете, как улитка, с собственным домиком на спине, передвигаться по стране вслед за переменчивой промышленной конъюнктурой, следуя туда, где сейчас есть работа. В отличие от жилых автофургонов, «крошечные» дома изготавливаются из настоящих строительных материалов и обеспечивают соответствующий комфорт. Сейчас мода на такие дома перекинулась и на Западную Европу, где по всем каналам идет пропаганда «сокращения объемов потребления», «минимализма» и «жизни в согласии с природой».
«Крошечные дома», площадь которых обычно не превышает 45 квадратных метров, полностью «автономными» все равно не являются, их также нужно подключать к водоснабжению и электричеству. Еще один их недостаток: «крошечные дома», будучи по природе своей односемейными индивидуальными коттеджами, вносят немалый вклад в процесс урбанизации, статистически, в пересчете на душу населения, занимая даже больше земли, чем обычные многоквартирные дома. Швейцария все еще остается страной, в которой верхом и пределом мечтаний остаётся нормальный односемейный дом где-нибудь в зеленом пригороде.
Это обстоятельство, а также все вышеперечисленные недостатки «крошечных домов» ведут к тому, что любителям индивидуального потребительского «даунсайзинга» найти «парковку» для своего «улиточного домика» оказывается не так-то просто. Как всегда, помогают социальные сети! Есть в стране и общественная ассоциация Verein Kleinwohnformen SchweizВнешняя ссылка, которая помогает решать возникающие в данной сфере проблемы. При желании можно записаться на курсы по самостоятельному строительству таких домов, есть и коммерческие производители «небольших домов на колесах». Недавно свет увидел сборникВнешняя ссылка фотографий таких домов и рассказов их владельцев.
Поэтому некоторые начинают немного «хитрить», находя как легальные, так и «не вполне легальные» способы разместить все-таки свой «крошечный дом» где-нибудь в Швейцарии. Одна из них — Таня Шиндлер (Tanja Schindler), специалист в области экологических аспектов сферы капитального строительства. Она сама разработала и построила модель экологического минидома. Живет она в нем уже с 2013 года. У этого дома нет колес, но его легко снять с места и погрузить на грузовую автоплатформу с помощью крана. Площадь дома составляет 45 квадратных метров. Основная конструкция дома состоит из деревянной каркасной конструкции с изоляцией из древесной ваты.
Стены выведены из прессованной глины, материала, который хорошо накапливает тепловую энергию. Отопление обеспечивается дровяной печью. Электричество обеспечивается солнечными батареями, установленными на наружных стенах дома. В настоящее время Таня Шиндлер поставила производство таких экоминидомовВнешняя ссылка на поток, продавая каждый из них за 180 000 швейцарских франков (1 франк = 80 рублей, или 27 гривен). Но это только один дом. С учетом поиска участка, создания фундамента, подключения к коммуникациям и перевозки может набежать и 250 тыс, что равно приобретению в собственность хорошей трехкомнатной квартиры, правда, вдалеке от ведущих городских центров.
Студентка Фиона Байер (Fiona BayerВнешняя ссылка) сама с помощью своих друзей построила свой «крошечный дом» и расположила его рядом с одним из частных крестьянских подворий в кантоне Цюрих. В этот проект она инвестировала около 24 000 швейцарских франков и немереное количество часов личного труда работы. Внутренние работы по отделке помещений еще далеко не закончены.
Актер Мартин Рапольд (Martin RapoldВнешняя ссылка) живет в цирковом фургоне. Если ему нужно в туалет или в душ, то тогда он идет в соседний кооперативный дом, построенный ТСЖ. Зимой теплом его обеспечивает дровяная печь.
Флорентина Гояни (Florentina Gojani) и Алеш Венгер (Alesch Wenger) живут в своем мобильном доме весом в 3,5 тонныВнешняя ссылка начиная с 2018 года. Дом можно погрузить на платформу, ее в свою очередь подцепить к седловому тягачу и переехать по обычной автодороге туда, куда им нужно. На данный момент их «крошечный дом» находится в городе Цюрих, но они планируют получить разрешение и зарегистрировать его в качестве обычного односемейного дома, чтобы иметь возможность жить в нем постоянно. Этот проект они вложили примерно 150 000 франков.
Так что же это такое, «крошечные дома»: мода или форма жилья из будущего? Пока сказать сложно, хотя, как показывают истории владельцев «минидомов», опубликованные в вышеуказанном издании, если иметь достаточно денег и мотивации, то в Швейцарии вполне имеет смысл попытаться реализовать такой проект «экологического жилья на основе принципов устойчивого развития». Почему?
Во-первых, Швейцария строится на принципах федерализма, локальное самоуправление позволяет гибко находить решение вопросов, связанных с разрешениями и допусками. Условно говоря, прогнали из одной общины — можно попытать счастья в другой. Во-вторых, в Швейцарии царит подходящий для таких проектов климат: здесь зимой не так холодно, как в Сибири, и летом не так жарко, как на юге Испании. Кто любит пользоваться дождевой водой — для них в Швейцарии «предусмотрен» достаточный объем осадков. В-третьих, в Швейцарии преобладает соответствующий менталитет «постматериального» характера.
Денег в стране у людей столько, что вполне уже можно позволить себе не обращать на них внимание и инвестировать их в «жизненные проекты», способные создать «чистую экологическую совесть», а также иллюзию личной уникальности и избранности: все, как обыватели, сидят у себя в палисадниках и жгут гриль, отравляя природу, а я — «on the road again» («снова в пути»). И что с того, что умываться я буду из бочки с дождевой водой: зато как экологично! Для постсоветского человека — совершенно немыслимо! Впрочем, даже для большинства самих швейцарцев такой способ решения квартирного вопроса все еще остаётся пока чрезмерно экзотическим!